Президент России Дмитрий Медведев предложил распространить опыт Республики Татарстан по запрету бумажного документооборота между государственными ведомствами и дал поручение пересмотреть законы, которые требуют постоянного хранения бумажных копий документов, в том числе закон об архивном деле. Об этом он заявил сегодня в ходе расширенного заседания рабочей группы по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство». Основной темой заседания, которое прошло в «Сколково», стало кадровое обеспечение государственной службы.
На встрече обсуждались предложения по критериям подбора будущих госчиновников-управленцев, улучшению качества взаимодействия между гражданами и чиновниками, внедрению информационных технологий в сфере госуправления.
Об опыте Республики Татарстан по формированию электронного правительства на заседании рассказал вице-премьер – министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров. Наряду с генеральным директором ЗАО «Холдинговая компания «Композит» Леонидом Меламедом, Николай Никифоров является сопредседателем направления «Развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации»в рабочей группе по формированию «Открытого правительства».
Он отметил, что система электронного документооборота и информационные технологии в целом, которые неоднократно упоминались в ходе сегодняшней дискуссии, за последние годы значительно переформатировали и изменили очень многие интерфейсы взаимодействия между государством и населением. В качестве примера он привел цифры, характеризующие, насколько востребованы электронные сервисы в Татарстане. Так, в прошлом году, например, почти 23 тыс. пар в республике подали заявления на регистрацию брака в ЗАГС электронно – это 75% всех заявлений. Всего в прошлом году жители Татарстана воспользовались электронными услугами 10 млн. раз. «Это вызов, на который мы должны найти соответствующее отражение в той системе, которую мы сегодня выстраиваем», - подчеркнул Николай Никифоров.
Еще один пример – внедрение электронного документооборота. В Татарстане действует очень простой принцип - министерствам запрещено обмениваться бумажными документами, кроме тех, что строго прописаны законом, рассказал министр.
Напомним, электронный документооборот действует в Татарстане с 2005 года. Сегодня уже более 28 тыс. служащих, включая членов Правительства Республики Татарстана, работают в единой межведомственной системе электронного документооборота, объединяющей все органы государственной власти республики. К ней подключены все министерства, ведомства и муниципалитеты, более 2,5 тыс. государственных и муниципальных учреждений, а также ряд коммерческих организаций республики.
В системе более 4,5 млн. документов, ежедневно регистрируются порядка 4 тыс. новых, создается более 7 тыс. резолюций. Работа с электронными документами позволила госслужащим более эффективно распоряжаться рабочим временем, значительно сократить сроки рассмотрения документов и принятия важных решений, в том числе связанных с обращениями граждан. В настоящий момент татарстанская система внедряется в Правительстве Москвы, Министерстве финансов РФ и ряде других федеральных ведомств, заинтересованность системой выразили и другие регионы России.
По словам Николая Никифорова, электронный документооборот является принципом, который системно влияет на систему госуправления, поскольку значительную часть времени государственный служащий вынужден посвящать работе с документами.