Никогда не разговаривайте с теми, кто звонит с незнакомых номеров, не диктуйте данных, не называйте коды из SMS. Конечно, ваши родители все это знают и слышали много раз, но, как показывает опыт, это не гарантирует ничего. И вот однажды вам звонит мама или бабушка в слезах, так как уже продиктовала кому-то цифры кода, и теперь не знает, что делать дальше. Вся надежда – на вас.
Вместе с экспертами Минцифры РТ и Tele2 собрали пошаговую инструкцию, что делать, если вашим родным позвонили мошенники: что проверять, что блокировать, куда писать заявления. Да, придется много звонить и, возможно, ходить, но чем быстрее действовать, тем меньше масштаб последствий.
1. Немедленно позвонить в банки, где есть счета
Это должен сделать сам держатель счета, то есть пострадавший, но ему понадобятся ваши поддержка и подсказки. Необходимо немедленно связаться с информационным центром банка по номеру, указанному на официальном сайте или на обороте пластиковой карты, рассказать о случившемся, уточнить, какие именно данные сообщили мошенникам.
Специалисты банка помогут разобраться в ситуации и проконсультируют о дальнейших действиях. Нередко они предлагают заблокировать счет и перевыпустить карту. Это неудобный, но самый действенный вариант сохранить сбережения.
2. Проверить Госуслуги
Пожилым людям всегда непросто пользоваться электронными сервисами, и здесь пригодится ваш опыт. В течение первого часа с момента происшествия проверьте, доступен ли личный кабинет на Госуслугах. Паспортные данные, сведения из водительского удостоверения и других документов жертвы открывают широкий простор для преступных маневров.
Если доступ к вашей учетной записи открыт, убедитесь, что ваши данные не использует кто-то еще. Это можно проверить во вкладке «Безопасность» в профиле пользователя. В министерстве цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан отмечают необходимость обратить внимание на раздел «Действия системы»: «Здесь вы можете увидеть, где использовалась ваша учетная запись ЕСИА для входа, а также вкладку «Мобильные приложения», где будут указаны сервисы, в которых использовался пароль от Госуслуг. Если вы не знакомы с указанными источниками, есть вероятность, что данные попали в руки к мошенникам». В таком случае необходимо немедленно сменить логин, пароль, проверить совпадение вашего телефона в личном кабинете и написать в поддержку портала Госуслуг.
Если доступ в личный кабинет закрыт, вернуть его можно онлайн – на странице авторизации выберите «Восстановить», для дальнейших действий вам потребуется телефон или e-mail, номер одного из документов: паспорта, ИНН или СНИЛС родителя. Если злоумышленники сменили номер или электронную почту в аккаунте, то восстанавливать доступ придется офлайн через центры обслуживания, указанные на сайте Госуслуг. Если получится, съездите вместе, так всем будет спокойнее.
3. Замена SIM-карты
Далее проверяем доступность номера телефона и личного кабинета у мобильного оператора. Наиболее популярные приемы, которые используют в таких случаях мошенники: замена SIM-карты и завершение ее срока действия, взлом личного кабинета, отключение услуг, утечка персональных данных, блокировка номера или продление срока действия договора. Если злоумышленники получили доступ к личному кабинету абонента, они попытаются оформить виртуальные SIM-карты (eSIM), цифровую подпись или привязать номер к счетам в финансовых организациях, в том числе, в банках.
Алексей Сидоров, директор макрорегиона «Волга» Tele2: «Сотрудники Tele2 никогда не запрашивают коды из SMS для входа в личный кабинет. Как оператор мобильной связи, мы делаем все возможное, чтобы защитить данные своих клиентов, но, к сожалению, абоненты иногда теряют бдительность и сообщают коды злоумышленникам. В таких случаях необходимо незамедлительно обратиться на горячую линию оператора, у Tele2 это номер 611, чтобы сбросить доступы в личный кабинет для всех устройств и, при необходимости, заблокировать номер. После блокировки номера, владелец с паспортом может произвести замену SIM-карты в ближайшем салоне связи Tele2».
Алексей Сидоров также отмечает, что в случае замены SIM-карты все входящие и исходящие SMS будут автоматически заблокированы на 24 часа, что позволяет избежать несанкционированного входа в банковские системы. Телефонный номер абонента при этом не изменится.
4. Обращение в полицию и проверка кредитной истории
После этого стоит обратиться с заявлением в полицию, где важно подробно описать действия мошенников. Это можно сделать лично – в ближайшем отделении полиции, а также онлайн – на сайте МВД в разделе «Обращения». Срок рассмотрения электронных сообщений может доходить до трех дней, поэтому лучше выбрать первый вариант – лично. Чем больше пройдет времени, тем сложнее будет найти преступника или доказать потом, что пострадавший не брал на себя кредиты.
Все вышеперечисленное желательно сделать в один день. Кроме того, эксперты рекомендуют отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй через официальный сайт Центрального банка Российской Федерации или на едином портале государственных услуг. Здесь вы сможете узнать, где хранится информация о кредитах и займах пострадавшего, и проверить наличие каких-либо «чужих" долгов. Вы имеете право бесплатно запросить данные в каждом бюро кредитной истории дважды в год, всего таких бюро 6 в России – все они включены в реестр Банка России, опубликованный на сайте регулятора.
В Волго-Вятском ГУ Банка России поясняют, что информацию о заемщике кредитор отправляет в бюро кредитных историй не позднее трех рабочих дней со дня, когда совершено действие, а уже с 1 июля 2024 года этот срок сократится до двух дней. БКИ обновляют кредитную историю в течение одного рабочего дня после получения информации, с момента последнего обновления она хранится 7 лет. Если злоумышленники успели оформить кредит или заем, направьте в финансовую организацию, где он оформлен, заявление о том, что пострадавший этого не делал. Также доказать, что вы не получали деньги по кредиту, помогут выписки из ваших счетов в банках о том, что на них средства не поступали. К заявлению стоит приложить талон-уведомление из полиции. Если банк или МФО откажутся помочь в решении спора, обратитесь с жалобой в Банк России.
* * *
На днях министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев озвучил статистику: жертвами мошенников в 2023 году стали более полумиллиона россиян.
Все мобильные операторы присоединились к системе «Антифрод» Главного радиочастотного центра. Ежедневно только в сети Tele2 с помощью верификации удается предотвратить 5-6 млн мошеннических атак, но злоумышленники изобретательны, используют звонки в мессенджерах, следят за текущими событиями и применяют новейшие цифровые технологии. Они обманывают своих жертв, предлагая «защиту» или «улучшение» качества жизни: например, часто предлагают понизить кредитный рейтинг, продлить контракт с мобильным оператором, избежать нового налога или сбора.
Какой бы оригинальный заход ни придумали преступники, их главная задача – ввести потенциальную жертву в ступор, вызвать страх, смятение и не дать посоветоваться с родственниками. Родители часто чувствуют себя неудобно, когда их учат, а еще боятся помешать и побеспокоить. Важно донести им, что в любой непонятной ситуации можно и нужно смело класть трубку и звонить вам – вы точно плохого не посоветуете.