Вчера в Санкт-Петербурге прошло заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации на тему «Человеческий капитал как основной актив цифровой экономики». Членам Совета рассказали об опыте Татарстана по построению системы непрерывного образования в условиях цифровой экономики.
С основным докладом на пленарном заседании выступил председатель Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, вице-спикер верхней палаты парламента, секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак. Ключевым инструментом в развитии цифровых отраслей экономики, по его словам, могла бы стать региональная экосистема непрерывного образования. «В этой системе должна быть обеспечена навигация при выборе образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Важным ее элементом должно стать использование гражданами персональных цифровых сертификатов, предусмотренных национальным проектом «Цифровая экономика», — сказал Андрей Турчак.
В рамках сессий Республику Татарстан представлял первый заместитель министра информатизации и связи Дмитрий Вандюков. Выступление спикера было посвящено презентации опыта Татарстана в области создания системы непрерывного ИТ-образования.
Для соответствия требованиям конкурентоспособности важно сквозное формирование навыков на всех этапах развития - с начальной школы до вузов и специалистов высшей категории. Обучение не обязательно должно быть привязано к месту, поэтому по сложившейся практике в Татарстане, у обучающихся есть возможность получать знания как очно, так и дистанционно.
Общее образование ИКТ-профиля – это IT-лицей КФУ, Лицей Иннополис и 50 ИТ-классов, оснащенные комплектами робототехники, интерактивным оборудованием и современным компьютерным оборудованием. Среднее профессиональное образование ИТ-сферы, наряду с другими техникумами и колледжами, представлено отраслевым Межрегиональным центром компетенций - Казанским техникумом информационных технологий и связи.
Высшее ИТ-образование – это около десяти вузов, из них в Высшей школе информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ обучаются около 900 студентов, в Университете Иннополис – более 600.
Также для детей доступно дополнительное образование в рамках различных проектов. Например, успешно реализуется образовательный проект Яндекс.Лицей по бесплатному обучению школьников 8-9 классов программированию. Сегодня в Республике Татарстан обучаются 40 групп в трех форматах: очное, дистанционное и онлайн обучения. Среди других проектов – детский технопарк «Кванториум» (Набережные Челны), ИТ-академия ИТ-парка, а также дополнительное образование на базе вузов (Университет Иннополис, ИТИС КФУ) и ссузов («ИТ-cube» в Казанском техникуме связи).
Как отметил Дмитрий Вандюков, важно уже сейчас осваивать новые знания, чтобы соответствовать будущим цифровым стандартам. Сегодня на рынке труда востребованы специалисты, которые обладают высокими компетенциями. Положительным примером в данном направлении служит отлаженная работа Университета Иннополис, на базе которого проходят повышение квалификации не только сотрудники бизнес-компаний, но государственные структуры по программе цифровой трансформации.
Еще одним проектом в развитии человеческого капитала является международное движение Ворлдскиллс. Во второй раз в республике прошел Отраслевой чемпионат по стандартам WorldSkills в сфере информационных технологий DigitalSkills. В 2018 году в чемпионате приняли участие 233 конкурсанта и 246 экспертов из 27 регионов России и 14 зарубежных стран. Помимо соревновательной части, чемпионат выступает коммуникационной площадкой для обсуждения вопросов подготовки кадров и совершенствования системы образования для цифровой экономики, которая объединяет политический, экспертный и образовательный уровни.
Фото: пресс-служба ЦИК Единой России.