3 февраля 2017 г.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Министерство информатизации и связи РТ подводит итоги 2016 года
Сегодня в Иннополисе пройдет расширенное заседание коллегии Министерства информатизации и связи РТ «Об итогах работы отрасли информатизации и связи в 2016 году и задачах на 2017 год» с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николая Никифорова.
Откроет мероприятие заместитель Премьер-министра – министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов. Министр расскажет об основных итогах работы Министерства информатизации и связи РТ в 2016 году и планах на 2017 год. С докладами на коллегии выступят Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации – Антон Дроздов и генеральный директор АО «Сбертех» – Алиса Мельникова.
Одним из полезных нововведений станет специально разработанное к коллегии мобильное приложение. С его помощью участники и гости мероприятия смогут ознакомиться со всеми материалами коллегии, скачать их, а также принять участие в интерактивных опросах.
Электронные услуги
Одной из приоритетных задач правительства Республики Татарстан остается перевод государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронный вид. Инфраструктура предоставления электронных услуг в Татарстане включает Портал госуслуг РТ, личные кабинеты на котором завели уже 2 млн граждан, мобильное приложение «Услуги РТ», установленное более 128 тыс. раз, 410 инфоматов и контакт-центр госуслуг, который в 2016 году обработал более 430 тыс. обращений граждан.
В Татарстане в электронный вид переведено 240 услуг и сервисов, в том числе 10 – в 2016 году. Более 83 млн. раз татарстанцы воспользовались электронными услугами в 2016 году, что в 1,4 раза больше, чем за 2015 год. Сумма электронных платежей выросла за год в 1,7 раза и составила около 11 млрд рублей. Для сравнения на Едином портале государственных и муниципальных услуг жители всех регионов страны совершили в прошлом году платежей на 3 млрд рублей меньше (по РФ сумма оплат 7,9 млрд рублей).
Самыми популярными платежными сервисами у татарстанцев остаются:
• оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения;
• оплата услуг сотовой связи;
• оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства;
• оплата за газ;
• пополнение карты школьного питания.
Электронное образование
В республике активно поддерживается сфера образования. В текущем году произведена замена 10 000 ноутбуков учителей, выданных им ранее в 2010-2011 годах.
Школьники и родители активно пользуются возможностью безналичной оплаты питания в школах Набережных Челнов, Нижнекамска, Зеленодольска. Так в 2016 году было заказано 10,8 млн. обедов на сумму более 410 млн. руб. Все школы с численностью более 150 учащихся подключены к волоконно-оптическим линиям связи, все сотрудники и учащиеся работают в ГИС «Электронное образование РТ».
Межрегиональный центр компетенций World Skills
В рамках подготовки к мировому чемпионату WorldSkills в Казани в 2019 году на базе Казанского техникума информационных технологий и связи создан Межрегиональный центр компетенций в области информационных и коммуникационных технологий (МЦК). В составе МЦК организованы тренировочный полигон для подготовки национальной сборной к участию в конкурсах профессионального мастерства по 6 компетенциям и учебный центр для разработки и апробации экспериментальных образовательных программ по 12 профессиям. МЦК на сегодня оснащен всем необходимым оборудованием.
Студенты техникума благодаря созданию МЦК завоевали второе место на самом масштабном в Европе соревновании по профессиональному мастерству для молодых людей до 25 лет – EuroSkills 2016.
Уже в феврале 2017 года на базе МЦК пройдет Региональный чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills по 9 закрепленными за Министерством ИТ-компетенциям, а в марте планируется проведение федеральных отборочных соревнований «Молодые профессионалы».
Электронная культура
В текущем году к Национальной электронной библиотеке Республики Татарстан впервые начали подключаться школьные библиотеки, библиотеки средних профессиональных организаций, архива печати, академии наук. Таким образом формируется единая база данных книг Республики Татарстан, где на одном ресурсе с помощью одного поискового запроса можно получить информацию по всем книгам, хранящимся в библиотеках республики.
Совместно с Министерством культуры Республики Татарстан внедряется единый читательский билет Республики Татарстан, с которым гражданин сможет получать любые услуги в любых библиотеках республики без дополнительной регистрации.
Татарстанцы все чаще приобретают билеты на спортивные или культурные мероприятия через портал госуслуг, мобильное приложение или инфоматы. За 2016 год было реализовано 17,8 тыс. билетов на сумму 7,1 млн. руб. В Болгарском музее заповеднике и Острове-граде Свияжск запущены системы учета посетителей с возможностью формирования аналитических отчетов, для оптимизации работы музеев в пики загрузки и привлечения дополнительных посетителей.
Электронное здравоохранение
В 2016 году произошло почти двукратное увеличение количества жителей республики, которые воспользовались услугой «Запись на прием к врачу», более 11,4 млн. раз по сравнению с 5,9 млн раз – показателем 2015 года. Это стало возможно благодаря повышению доступности и удобства данной услуги.
Здравоохранение является одним из наиболее важных направлений ведомственной информатизации. В предстоящем году работа Министерства будет направлена на повышение удобства работы врачей, обеспечение бесперебойности работы системы и компонентов электронного здравоохранения, запуск новых функциональных возможностей, развитие сервисов для граждан.
ГИС РТ «Народный контроль»
Самым популярным механизмом «Открытого правительства» является ГИС РТ «Народный контроль». В настоящий момент уведомления в систему принимаются по 54 категориям. В 2016 году были введены новые категории:
• незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов;
• незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых на водном объекте;
• парки и скверы.
За 2016 год в системе по всем категориям опубликовано 43 387 уведомлений, 74% из которых решено.
«Народный инспектор»
Государственная информационная система «Народный инспектор» продолжает быть действенным и популярным средством контроля за дисциплиной среди водителей в Республике Татарстан. Граждане получили возможность подавать жалобу по новым категориям ГИБДД:
• движение по встречной полосе;
• остановка или стоянка под запрещающим знаком;
• движение по разделительной полосе или обочине.
К работе в системе также приступило Министерство экологии и природных ресурсов РТ, которое рассматривает уведомления по категориям «Сброс отходов» и «Безлицензионное недропользование».
За 2016 год рассмотрено более 35 тысяч уведомлений, что на 14% больше по сравнению с 2015 годом, по ним вынесено 35,7 тысяч постановлений. За 2016 оплачено штрафов на сумму 41,1 млн. рублей.
ГЛОНАСС+112
Система ГЛОНАСС+112 – комплексное решение, позволяющее в рамках единой межведомственной информационной среды осуществлять мониторинг сил и средств, автоматизированную обработку телефонных звонков от пострадавших и маршрутизацию таких звонков между подразделениями различных оперативных служб.
В центр обработки вызовов за 2016 год поступило около 2,5 миллионов вызовов. Среднее время ожидания ответа оператора - не более 5 секунд. А время назначения бригады снизилось до 6 минут.
Следующим этапом развития станет совершенствование мобильного рабочего места бригады скорой помощи.
Телекоммуникации и связь
Уровень проникновения сотовой связи с активными SIM-картами составляет 173%. На конец 2016 года их количество составляет 6 млн 550 тыс. абонентов.
Несмотря на незначительный рост количества абонентов сотовой связи, количество абонентов мобильного широкополосного Интернета в республике возросло и составляет 2 млн 806 тыс.
На территории Республики Татарстан эксплуатируется 11 273 базовых станции операторов связи. Несмотря на постоянный рост количества базовых станций, существуют проблемные зоны радиопокрытия сотовой связи в муниципальных районах с низкой эффективностью для операторов сотовой связи. Для улучшения радиопокрытия в данных зонах на территории Республики Татарстан внедряются инфраструктурные площадки совместного использования операторами сотовой связи.
Почтовая связь
Общий подписной тираж на центральную, республиканскую и районную печать за 2016 год остался на уровне 2 млн. 600 тыс. экземпляров, из них доля республиканской и районной печати от общего объема подписных печатных тиражей составила 80%. Количество подписных изданий, оформленных через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru, выросло до 6 132 экземпляров.
Одним из значимых реализованных инвестиционных проектов является завершение работ по строительству Казанского логистического почтового центра на территории международного аэропорта «Казань», который с 23 декабря 2016 года функционирует в тестовом режиме. В настоящее время объект готовится к сдаче в производственную эксплуатацию. В зону прямого обслуживания Казанского логистического почтового центра входят Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Самарская и Ульяновская области. Создание центра на территории республики позволит усовершенствовать и развить почтовую логистику в республике, оптимизировать технологический процесс обработки и сортировки почтовых отправлений, обеспечить 900 новых рабочих мест.
Экономика отрасли
По результатам работы за 2016 год по отрасли информатизации и связи получен валовый доход в размере 53,9 млрд рублей, что составляет 109% от уровня 2015 года. Максимальную долю в структуре валового дохода занимают мобильная связь – 37,4%, информационные технологии – 31,3%, фиксированная связь – 23,2%, оставшаяся часть приходится почтовую связь – 5,9%, телерадиовещание – 2,2%. В 2017 году планируется получение валового дохода в размере 54,9 млрд рублей. Доля отрасли информатизации и связи в ВРП Республики Татарстан в 2016 г. составила 3%.
Иннополис
Иннополис продолжает свое развитие и уже стал центром притяжения ИТ-компаний и простых айтишников. Всего в городе зарегистрировано 85 компаний. Более 2500 человек находятся в городе ежедневно. 20 000 человек посетили Иннополис и городские мероприятия в течение года.
Активно развивается и инфраструктура города. В 2016 году в Иннополисе открылся многопрофильный медицинский центр и про-гимназия, были запущены в эксплуатацию новые уникальные объекты: канализационно-очистные сооружения и водозабор, открыты плоскостные спортивные площадки и футбольное поле, медицинский центр.
ОЭЗ «Иннополис»
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 728 от 08 октября 2016 года органом, уполномоченным на осуществление полномочий по управлению ОЭЗ «Иннополис», на уровне Республики Татарстан определено Министерство информатизации и связи Республики Татарстан.
Университет Иннополис
Университет Иннополис – российский вуз международного стандарта, специализирующийся на образовании и научных исследованиях в области информационных технологий и робототехники.
Университет Иннополис сегодня это 600 студентов, 80 профессоров и научных сотрудников с опытом работы в ТОП-100 вузов мира, 13 научно-исследовательских лабораторий и 3 центра, 22 академических партнёра по всему миру и 30 парнеров вуза, являющихся ведущими ИТ-компаниями России..
Технопарк в сфере высоких технологий «IT-парк»
Сегодня в IT-парке на двух площадках зарегистрированы 143 компании-резидента. Их совокупная выручка составила 9 млрд рублей в 2016 году (на 11% больше, чем в 2015 году). Общий объем экспорта – 400 млн рублей. За последние два года в стартап-проекты привлечено инвестиций в размере 157,3 млн рублей.
Сегодня в IT-парке создано 3034 рабочих места. Клиентами Дата-центра являются 147 компаний.
Ресурсный центр
Для удовлетворения потребности в специалистах компаний-резидентов города Иннополис создан Ресурсный центр, в состав которого вошли три образовательные организации – КФУ, Университет Иннополис и ИТ-парк, на базе которых реализуются программы дополнительного образования. В настоящий момент прошли обучение 220 слушателей. Максимальная мощность ресурсного центра на 2017 год составит более 1000 слушателей.
Пресс-служба Министерства информатизации и связи РТ